«Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігінің білім басқармасы» КММ
«Тайынша ауданының білім бөлімі» КММ «Летовочный орта мектебі» КММ
КГУ «Летовочная средняя школа» КГУ «Отдел образования Тайыншинского района»
КГУ «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области»
«БІРТҰТАС ТӘРБИЕ» тәрбие бағдарламасын іске асыру бойынша 2024-2025 оқу жылына арналған тәрбие жұмысының жоспары
План воспитательной работы на 2024-2025 учебный годпо реализации программы воспитания «БІРТҰТАС ТӘРБИЕ»
Бағдарламаның мақсаты: қазақстандық мәдениет құндылықтары негізінде азаматтық жауапкершілік пен патриотизм, парасаттылық пен адалдық, ар-ұждан, рухани-адамгершілік қасиеттерін бойына сіңірген, үйлесімді дамыған тұлға қалыптастыру.
Бағдарламаның міндеттері:
Рухани-адамгершілік қасиеттерді тәрбиелеу:
- отанға, өз халқына, оның тарихы мен мәдениетіне деген сүйіспеншілікті қалыптастыру;
- Қазақстан Республикасының Мемлекеттік рәміздерін құрметтеуге тәрбиелеу;
- адалдық, әділдік, мейірімділік, ар-ұят пен қамқорлық, қайырымдылық және басқа да адамдық қасиеттерді дамыту;
- табиғатқа және қоршаған ортаға ұқыптылықпен қарауға тәрбиелеу.
Азаматтық жауапкершілік пен патриотизмді дамыту:
- елінің жетістіктері үшін мақтаныш сезімін ұялату;
- отбасы, қоғам және мемлекет алдындағы өз міндеттеріне саналы көзқарас қалыптастыру;
- өз құқығы мен бостандығы, сондай-ақ басқа адамдардың құқықтары мен бостандықтарын қорғауға дайын болуға баулу;
- әлеуметтік маңызы бар қызметке белсенді қатысуға тәрбиелеу.
Парасаттылық пен адалдықты қалыптастыру:
- басқалармен қарым-қатынаста адал әрі әділ болуға және әдептілік нормаларын ұстануға тәрбиелеу;
- өз іс-әрекеттері мен сөздері үшін жауапкершілікті түсінуге тәрбиелеу;
- еңбексүйгіштік пен өзін-өзі жетілдіруге деген ұмтылысын қалыптастыру;
- біреудің еңбегі мен мүлкін құрметтеуге тәрбиелеу.
Білім алушының жеке басының үйлесімді дамуы үшін жағдай жасау:
- әрбір білім алушыны тәрбиелеу мен оқытуда даралау мен саралау тәсілдемелерін қамтамасыз ету;
- білім беру ортасында жағымды психологиялық-педагогикалық ахуал қалыптастыру;
- ерекше білім беру қажеттіліктері бар балаларға қолдау көрсету;
- отбасын білім беру ұйымдарындағы тәрбие процесіне тарту.
Цель Программы: формирование гармонично развитой личности обучающегося на основе ценностей казахстанской культуры, через развитие духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности и патриотизма, добропорядочности и добросовестности.
Задачи Программы:
Воспитание духовно-нравственных качеств:
- формирование любви к Родине, своему народу, его истории и культуре;
- воспитание уважения к государственным символам Республики Казахстан;
- развитие честности, справедливости, доброты, заботы, милосердия и других нравственных качеств;
- формирование бережного отношения к природе и окружающей среде.
Развитие гражданской ответственности и патриотизма:
воспитание чувства гордости за свою страну и ее достижения;
- формирование сознательного отношения к своим обязанностям перед семьей, обществом и государством;
- развитие готовности защищать свои права и свободы, а также права и свободы других людей;
- активное участие в социально значимойдеятельности.
Формирование добропорядочности и добросовестности:
- воспитание честности и справедливости в поведении и отношениях с окружающими;
- развитие ответственности за свои поступки и слова;
- формирование трудолюбия и стремления к самосовершенствованию;
- воспитание уважения к чужому труду и собственности.
Создание условий для гармоничного развития личности обучающегося:
- обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению каждого обучающегося;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата в образовательной среде;
- поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
- вовлечение семьи в воспитательный процесс.
КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОБРАЗ НАЦИИ ВКЛЮЧЕНЫ В СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЭТО:
НЕЗАВИСИМОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ
Выпускник дошкольной организации
- Знание о Родине, стране, родном крае.
- Знание государственной символики Казахстана.
- Знание государственного языка.
- Знание национальных праздников, игр, традиций.
- Умение беречь природу родного края.
Выпускник начальной школы
- Знание и умение рассуждать о Родине, стране, родном крае.
- Умение выражать позитивное отношение к родной стране.
- Знание государственного языка.
- Первоначальные знания истории, культуры своей страны.
- Умение различать государственную символику Казахстана.
- Уважение и принятие ценностей семьи.
Выпускник основной средней школы
- Понимание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа.
- Умение проявлять преданность своей стране, уважение к ее истории и культуре.
- Уважение к государственным символам Казахстана, национальным праздникам.
- Знание и понимание гражданской и национальной идентичности.
- Владение государственным языком.
- Знание традиций и ценностей семьи.
- Интерес к чтению, к родному языку как части духовной культуры своего народа.
- Готовность выполнять обязанности гражданина Казахстана, защищать интересы и ценности своей страны.
Выпускник средней школы
- Приверженность к родной культуре, любовь к своему народу на основе собственных наблюдений и открытий.
- Осознание единства с народом/ государством и личной ответственности за развитие своего государства.
- Осознание национальной и культурной идентичности.
- Деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию, традициям, праздникам народа и
- государства.
- Стремление к совершенству знания государственного языка.
- Устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры.
- Готовность к защите своей Родины, способность аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство
- народа и государства.
ЕДИНСТВО И СОЛИДАРНОСТЬ
Выпускник дошкольной организации
- Знание норм поведения в семье, детском саду.
- Готовность общаться с разными детьми и находить общий язык с ними.
- Знание государственного языка.
- Умение выражать мысли и чувства.
Выпускник начальной школы
- Знание норм поведения и понимание необходимости их соблюдения.
- Умение работать в команде.
- Умение защищать общее дело.
- Умение слушать и понимать собеседника, вести диалог.
- Умение проявлять доброжелательность, сопереживание.
- Готовность оказывать помощь окружающим.
Выпускник основной средней школы
- Знание и понимание социальных норм, правил в обществе.
- Умение строить доверительные отношения и поддерживать положительный климат в коллективе.
- Готовность нести ответственность не только за себя, но и за коллектив в целом.
- Умение уважать мнения и чувства других при совместной деятельности и взаимодействии.
- Умение строить позитивные отношения с окружающими и вносить вклад в общественную жизнь
Выпускник средней школы
- Умение критически оценивать и корректировать собственное поведение при общении с другими людьми.
- Умение выражать собственные взгляды, проявляя взаимоуважение и солидарность.
- Умение эффективно работать в команде, способствуя достижению общих целей.
- Умение учитывать индивидуальности других; адекватно воспринимать другие (в том числе и противоположные) идеии мнения.
- Умение находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций, осознавая важность сохраненияединства и согласия в обществе.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ОТВЕТСВЕННОСТЬ
Выпускник дошкольной организации
- Умение быть ответственным.
- Умение исполнять обещания.
- Знания о том, что все люди разные
Выпускник начальной школы
- Первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе.
- Осознание необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других.
- Умение доводить начатое задание до конца.
- Умение анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам
Выпускник основной средней школы
- Навыки планирования и организации деятельности.
- Умение анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам.
- Настойчивость, усердие в выполнении учебного задания. • Осознание ответственности перед коллективом класса за порученное общее дело.
- Готовность прийти на помощь другому, проявить справедливость, доброту и отзывчивость.
Выпускник средней школы
- Умение анализировать действия и поступки как свои, так и других людей.
- Готовность оказать помощь другому, проявляя справедливость, доброту и отзывчивость.
- Умение ответственно относиться к любому виду деятельности или к поступку.
- Умение принимать взвешенные решения на основе оценки и анализа информации.
ЗАКОН И ПОРЯДОК
Выпускник дошкольной организации
- Знание общепринятых норм и правил поведения.
- Уважение к старшим.
- Умение правильно вести
- себя в дома, в детском саду, обществе
Выпускник начальной школы
- Представление о гражданско-правовых знаниях.
- Представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
- Знание важности соблюдения этических и правовых норм и правил в школе, обществе
Выпускник основной средней школы
- Знание основ правовой системы и прав человека.
- Осознание необходимости соблюдения норм и правил для поддержания порядка и справедливости.
- Понимание значимости закона и порядка как обеспечение защиты и безопасности общества.
Выпускник средней школы
- Умение правильно трактовать и понимать законы и правовое акты.
- Умение самостоятельно применять полученные правовые знания в реальной жизни, в решении конкретных практических ситуаций.
- Умение действовать в соответствии с правовыми нормами и правилами, чтобы поддерживать порядок и безопасность в обществе.
- Способность оценивать ситуации с точки зрения законности и этики и принимать обоснованные решения.
ТРУДОЛЮБИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
Выпускник дошкольной организации
- Умение помогать в выполнении несложных дел по дому, в группе.
- Навыки по уходу за домашними животными, комнатными растениями.
- Навыки самообслуживания.
Выпускник начальной школы
- Понимание ценности труда в жизни человека, семьи, общества.
- Уважение к труду, людям труда.
- Умение бережно относиться к результатам чужого труда.
- Интерес к разным профессиям.
- Навыки самообслуживания.
- Готовность участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности
Выпускник основной средней школы
- Умение ценить труд, результаты своего и чужого труда.
- Интерес к практическому изучению профессий и труда.
- Осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности для успешной профессиональной самореализации.
- Умение эффективно планировать свое время и вкладывать усилия для достижения и улучшения результатов любой деятельности.
- Понимание того, что труд – основа общественного и личного благополучия.
- Готовность к общественному труду.
- Готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов, потребностей.
Выпускник средней школы
- Умение ценить труд, результаты своего и чужого труда, способность оценить вклад трудовых результатов для развития страны, общества.
- Осознание социально-экономической и политической значимости труда в современном обществе.
- Способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях.
- Готовность к участию в социально значимой трудовой деятельности в семье, школе, родном крае.
- Понимание специфики трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки.
- Готов к осознанному выбору вариантов дальнейшего образования и профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей
СОЗИДАНИЕ И НОВАТОРСТВО
Выпускник дошкольной организации
- Элементарные знания об окружающем мире, о себе и о своем месте в нем.
- Интерес к изобретательству на основе творческого воображения и фантазии.
- Интерес к рисованию, лепке, конструированию.
- Умение подходить к задачам творчески, предлагать собственные решения и идеи.
- Умение использовать полученные знания для создания чего-то нового.
- Готовность участвовать в детских проектах, которые требуют применения новых подходов и технологий
Выпускник начальной школы
- Первоначальные знания о природных и социальных объектах, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.
- Элементарные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
- Умение сравнивать отдельные признаки разных объектов, анализировать, объединять предметы по общим признакам.
- Умение проводить элементарные измерения, работу с инструментами для решения практических задач.
- Умение выполнять проектные задания, направленные на исследование, эксперимент
Выпускник основной средней школы
- Умение наблюдать, проводить измерения, эксперименты и опыты; моделировать, определять структуру объектов познания, искать и выделять взаимосвязи между разными частями одного целого, разбивать процессы на этапы, выявлять причинно-следственные связи.
- Умение находить оптимальные способы решения учебных задач, использовать для этого новые и комбинировать уже знакомые алгоритмы, применять их к решению нестандартных задач.
- Навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде)
Выпускник средней школы
- Знания о современной научной картине мира, достижениях науки и техники.
- Умение аргументированно выражать понимание значения науки в жизни общества.
- Умение применять элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследовать более сложные реальные связи и их зависимости.
- Навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений.
- Навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности
МЕРОПРИЯТИЯ КАЖДОГО МЕСЯЦА ВКЛЮЧАЮТ
Ежедневно
- «Ұлттықойын – ұлтқазынасы» – организация свободного времени обучающихся в течение перемен в виде игры – асық, тоғызқұмалақ, бес тас и другие.
- «Өнегелі 15 минут» – проведение родителями в течение 15 минут ежедневной индивидуальной беседы со своим ребенком на одну из актуальных нравственных тем.
- «Үнемдітұтыну» – формирование бережного отношения к природным ресурсам (вода, энергия и др.) путем каждодневных действий по потреблению воды, пищи, энергии и природных
- ресурсов через памятки, инструкции и флаеры.
- «Күйкүмбірі» – использование кюев вместо звонков, а также звучание кюев во время больших перемен.
Еженедельно
- «МеніңҚазақстаным» – в начале учебной недели обучающиеся исполняют Гимн Республики Казахстан.
- Цитаты недели – пословицы, поговорки, народные мудрости, изречения выдающихся личностей, содержание которых служит лейтмотивом учебной и внеучебной деятельности всей организации. Цитаты недели размещаются на информационных стендах, Led-экранах, классных досках и другие.
- «Қауіпсіздіксабағы» – 10 минут в рамках классного часа о соблюдении обучающимися личной безопасности, безопасного поведения и др., включая изучение правил дорожного движения, основ безопасности жизнедеятельности.
Ежегодно:
- «ДосболLIKE» – проведение акции по созданию условий для профилактики и эффективного противодействия травле/буллингу.
- «Әншуақ» – проведение фестиваля детских песен, направленный на популяризацию среди обучающихся песен на казахском языке.
- «Ақындарайтысы» – проведение состязаний юных поэтов в преддверии празднования Дня Республики.
- Дебатные турниры – проведение дебатных игр для повышения социальной и творческой активности обучающихся посредством публичного обсуждения и анализа проблем, имеющих место в обществе.
- Выборы президента Школьного парламента – третья суббота октября.
- Челлендждомбристов «Күйкүмбірі» – исполнение кюйев (по выбору) в рамках празднования Наурыза.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИИ
- Цифрлықәлемдеқауіпсізқадам — Безопасный шаг в цифровом мире
- Буллингтенқорған! — Защита от буллинга!
- Ойынғасалауаттыкөзқарас — Здоровый подход к игре
- Өміргесалауаттықадам- Здоровый шаг к жизни
- Қоғамдықмүліктіқорға! — Фонд общественного имущества!
- Қауіпсізқоғам — Безопасное общество.
Традиционные школьные мероприятия:
- День Конституции Республики Казахстан
- День знаний
- День языков
- День Учителя
- День пожилых людей
- День Республики
- День Независимости
- Новый год
- Международный женский день
- Наурызмейрамы
- День единства народов Казахстана
- День защитников Отечества
- День Победы
- Последний звонок
- День защиты детей
- День Государственных символов
- День Столицы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ИОБЩЕСТВОМ
Сотрудничество с родителями:
- Развитие открытого и позитивного общения с родителями.
- Включение родителей в школьную жизнь для укрепления связи между школой и домом.
Взаимодействие с местным сообществом:
- Установление и поддержание связей с местными организациями для расширения образовательных возможностей учащихся.
- Организация школьных проектов и мероприятий, направленных на социальное развитие и участие в жизни сообщества.
ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ
Интеграция в учебные предметы:
- Включение ценностно-ориентированных подходов в основные учебные предметы.
- Преподавание ценностей через социальные науки, языки и музыку.
Внеклассные мероприятия:
- Организация внеклассных мероприятий, направленных на развитие навыков и социальных отношений обучающихся.
- Организация и проведение национальных праздников, час чтения, уроки цифровой гигиены, продвижение здорового образа жизни и спортивные мероприятия.
Часы развития ценностей:
- Проведение классных часов по развитию саморефлексии и критического мышления, принятие решений.
- Знакомство с различными аргументами и способами использования.
ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ
- Тайм-менеджмент и самоорганизация
- Челлендж «Отбасы – тәрбиенің алтын бесігі»
- Неделя, приуроченная ко Дню семьи «Отбасылықдәстүрлер»
- Акция «Балалардықорғаукүні»
- Мастер-класс «Бала тәрбиесіндегіәкеніңрөлі»
- Мастер-класс для родителей «Атадан-өсиет, анадан-қасиет»
ИНТЕГРАЦИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВУЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ
Интеграция в учебные предметы:
- Включение ценностно-ориентированных подходов в основные учебные предметы.
- Преподавание ценностей через социальные науки, языки и музыку.
Внеклассные мероприятия:
- Организация внеклассных мероприятий, направленных на развитие навыков и социальных отношений обучающихся.
- Организация и проведение национальных праздников, час чтения, уроки цифровой гигиены, продвижение здорового образа жизни и спортивные мероприятия.
Часы развития ценностей:
- Проведение классных часов по развитию саморефлексии и критического мышления, принятие решений.
- Знакомство с различными аргументами и способами использования.
ВНЕДРЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И МЕРОПРИЯТИЯ
Проекты – это образовательные инициативы,направленные на улучшение различных аспектов образования и социума, формирование личностныхценностей путем вовлечения обучающихся, родителей,педагогов в профилактические мероприятия
ПРОЕКТ «ҚАМҚОР»
Цель: привитие ценностей через реализацию социальногопроекта
- «Қоғамғақызметету» волонтерская деятельность
- Экологическая акция «Час Земли»
- Экочеллендж «Түлектердіңағашегуі»
- Акция «Табиғатқақамқорлықжасаймыз»
ПРОЕКТ «ЕҢБЕГІ АДАЛ – ЖАС ӨРЕН»
Цель: продвижение ценности через развитие у обучающихсяинтереса к разным профессиям и продвижения идеи
трудолюбия.
- Ярмарка «Күзгіасар»
- Мамандықтарәлемі
- Публикация в социальных сетях школы
- Конкурс «Марафон профессий»
ПРОЕКТ «SMART BALA»
Цель: продвижение ценностей через конкурс инновационныхпроектов
- Конкурс «Startup»
- Конкурс «Өнертапқыштыққаалғашқықадам»
ПРОЕКТ «ШАБЫТ»
Цель: продвижение ценностей через развитие творческогопотенциала
- Челлендж «Даналықұстаздан»
- Выставка «Ұлттықмәдениет»
- Фестиваль военно-патриотических песен «ЖасСарбаз»
- Школьный театр
- Челлендж «Ананыңаялыалақаны»
- Фестиваль «Әншуақ»
- Концерт и выставка «Домбыракүні»
ПРОЕКТ «ҰШҚЫР ОЙ АЛАҢЫ»
Цель: продвижение ценностей через изучение тематики и развитие речевых навыков
- Дебаты
- Интеллектуальные игры
ПРОЕКТ «БАЛАЛАР КІТАПХАНАСЫ»
Цель: формирование интереса к чтению и образованию
- Литературный вечер / книжная ярмарка /конкурс книжных персонажей
- Акция «Кітаптарайналымы»
- Челлендж «Шынжүректенкітапсыйла!»